Башилов Борис - Пушкин - Как Основоположник Русского Национального Политического Миросозерцания
Б. БАШИЛОВ
НЕПОНЯТЫЙ ПРЕДВОЗВЕСТИТЕЛЬ ПУШКИН
КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОСОЗЕРЦАНИЯ
I. РОССИЯ МОЖЕТ СВЕТИТЬ СОБСТВЕННЫМ СВЕТОМ
Вместе с новой мощной волной европейских идей, проникнувших в
Россию после Отечественной войны, увеличивается и отрицание их.
В "Пантеоне славных российских мужей" подчеркивалась идея, что
"высокая мораль французской философии была первой причиной
двадцатипятилетнего во всем мире кровопролития".
И это не единичные высказывания подобного рода против
духовного подражания Европе, которые можно встретить в русской
печати, издававшейся после Отечественной войны. И если еще в 1823
году П. Вяземский пишет Жуковскому, что в своих трудах он
намеревается "разливать по России свет европейский", то в эти же годы
крепнет и противоположное настроение, что Россия может светить
собственным светом.
Несмотря на идейную зависимость от масонства и вольтерьянства,
даже во взглядах и в творчестве членов кружка Любомудрия,
проявляются и новые черты. Увлекаясь немецкой философией
любомудры не увлекаются уже столь слепо Европой. В творчество
одного из виднейших любомудров кн. Одоевского, мы находим уже
резкую критику европейской культуры. А всесторонняя критика
русской культуры со временем приводит отдельных любомудров и
других представителей образованного общества к пониманию, что
европейская культура не является готовым образцом культуры
для всех других народов. Среди членов кружка любомудров и других
выдающихся людей Александровской эпохи, зарождается сомнение в
качестве европейского света. Все чаще и чаще задумываются они над
вопросом, а нельзя ли России освещаться собственным светом.
Появившаяся в эти годы раздумий и сомнений "История
Государства Российского" Карамзина укрепляет и усиливает сомнения в
пригодности принципов европейской культуры для всех народов.
"История Государства Российского "вернула русскому народу его
тяжелое, но славное прошлое, которое игнорировалось с времен
Петра". "Все, даже светские женщины, - писал Пушкин, - бросились
читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Древняя
Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом".
Пушкин сообщает, что "Молодым якобинцам" очень пришлась не
по душе История Карамзина. И "молодые якобинцы" весьма негодовали
на Карамзина за его "размышления в пользу самодержавия".
Развивавшееся в Александровскую эпоху национальное
направление вовлекало в свою орбиту даже некоторых масонов. И в
Александровскую эпоху не все масоны были идейными врагами
русской монархии и православия. Как и в эпоху Елизаветы, Екатерины
и Павла, состав масонов очень различен по характеру своих
политических убеждений и по своему отношению к православию.
"Масонские ложи, - пишет Иванов, - отражали самые различные
направления. В числе масонов были темные мистики и суровые
пиетисты, как школа старых масонов и их учеников, озлобленные
обскуранты, образчиком которых может служить Голенищев-Кутузов, и
люди молодого либерального направления, склонные к филантропии, но
не к пиетизму, смеявшиеся над обскурантами и искавшие интереса
политического".
О генерале Инзове, под начальством которого находился Пушкин в
Кишиневе, Митрополит Анастасий в книге "Пушкин и его отношение к
религии и православной церкви", замечает: "Будучи старым масоном,
последний в то же время был и преданным сыном православной церкви:
в Александровскую эпоху то и другое иногда легко уживалось вместе".
Таким формальным масоном был в частнос