Бахтин М М - Проблемы Творчества Достоевского
М.М.Бахтин
Проблемы творчества Достоевского
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Часть I Полифонический роман Достоевского (постановка проблемы)
Глава I. Основная особенность творчества Достоевского и ее освещение в
критической литературе
Глава II. Герой у Достоевского
Глава III. Идея у Достоевского
Глава IV. Функции авантюрного сюжета в произведениях Достоевского
Часть II Слово у Достоевского (опыт стилистики)
Глава I. Типы прозаического слова. Слово у Достоевского
Глава II. Монологическое слово героя и слово рассказа в повестях
Достоевского
Глава III. Слово героя и слово рассказа в романах Достоевского
Глава IV. Диалог у Достоевского
Заключение
Предисловие
Предлагаемая книга ограничивается лишь теоретическими проблемами
творчества Достоевского. Все исторические проблемы мы должны были исключить.
Это не значит, однако, что такой способ рассмотрения мы считаем
методологически правильным и нормальным. Напротив, мы полагаем, что каждая
теоретическая проблема непременно должна быть ориентирована исторически.
Между синхроническим и диахроническим подходом к литературному произведению
должна быть непрерывная связь и строгая взаимная обусловленность. Но таков
методологический идеал. На практике он не всегда осуществим. Здесь чисто
технические соображения заставляют иногда абстрактно выделять теоретическую,
синхроническую проблему и разрабатывать ее самостоятельно. Так поступили и
мы. Но историческая точка зрения все время учитывалась нами; более того, она
служила тем фоном, на котором мы воспринимали каждое разбираемое нами
явление. Но фон этот не вошел в книгу.
Но и теоретические проблемы в пределах настоящей книги лишь поставлены.
Правда, мы пытались наметить их решения, но все же не чувствуем за собою
права назвать нашу книгу иначе как "Проблемы творчества Достоевского".
В основу настоящего анализа положено убеждение, что всякое литературное
произведение внутренне, имманентно социологично. В нем скрещиваются живые
социальные силы, каждый элемент его формы пронизан живыми социальными
оценками. Поэтому и чисто формальный анализ должен брать каждый элемент
художественной структуры как точку преломления живых социальных сил, как
искусственный кристалл, грани которого построены и отшлифованы так, чтобы
преломлять определенные лучи социальных оценок и преломлять их под
определенным углом.
Творчество Достоевского до настоящего времени было объектом
узкоидеологического подхода и освещения. Интересовались больше той
идеологией, которая нашла свое непосредственное выражение в провозглашениях
Достоевского (точнее, его героев). Та же идеология, которая определила его
художественную форму, его исключительно сложное и совершенно новое романное
построение, до сих пор остается почти совершенно нераскрытой.
Узкоформалистический подход дальше периферии этой формы пойти не способен.
Узкий же идеологизм, ищущий прежде всего чисто философских постижений и
прозрений, не овладевает именно тем, что в творчестве Достоевского пережило
его философскую и социально-политическую идеологию, - его революционное
новаторство в области романа, как художественной формы.
В первой части нашей книги мы даем общую концепцию того нового типа
романа, который создал Достоевский. Во второй части мы детализуем наш тезис
на конкретном анализе слова и его художественно-социальных функций в
произведениях Достоевского.
* ЧАСТЬ I *
ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН ДОСТОЕВСКОГО (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)
ГЛАВА I.
ОСНОВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА ДОСТОЕВСКОГО И Е